Николай Гернет — фотограф, создатель фотошколы и блогер, чьи фотоработы регулярно вызывают обширный резонанс Интернет-сообщества.
Взяв впервые пленочную камеру «Смена-8М» в двенадцатилетние руки, будущий фотограф и не помышлял, что фотодело станет призванием. Почти без малого двадцать лет Николай снимает. С камерой почти никогда не расстается: куда бы ни поехал, куда бы ни пошел. Ежедневно, водрузив 10-килограммовый рюкзак за плечи, отправляется по городским улицам в поисках «объективной» фиксации взгляда на жизнь. А взгляд у него неординарный. Его кадр – целая история.

— Николай, твои фотографии очень интересны. Ощущается свой собственный взгляд на окружающий мир. Чем фотография является для тебя? Передачей прошлого момента в настоящем или чем-то другим?
— Фотография — это мое шестое чувство. Это произведение искусства. А как любое произведение она подталкивает тебя к самосовершенствованию. Фотография — это взгляд на мир. Я мыслю кадрами, как музыкант — нотами. Также фотография — взгляд с настроением: с каким настроением проснулся сегодняшним утром, с таким и получатся снимки.

— Известно, что фотографы снимают не только по велению души, но и на заказ. Когда ты фотографируешь, в первую очередь чем ты руководствуешься – коммерцией или творчеством?
— Редко, когда иду на поводу у заказчика. Стараюсь, наоборот, предложить то, что снял я. Сильно прогибаться под заказ, изменять своим принципам — не хочется.


— Что для тебя значит творчество?
— Возможность быть независимым во всех обстоятельствах. Не быть никому должным, кроме самого себя. Просыпаться с мыслью: «А что хорошего я сегодня сделаю для себя и для своих друзей?»


— У тебя очень разнообразное портфолио. Есть природа, есть города, люди… много всего. Есть макро. Какой жанр любимый?
— Люблю фотографировать природу. Сейчас редко занимаюсь заказными съемками. Совсем не позиционирую себя как свадебного фотографа: отошел от этого. Пожалуй, репортажная съемка — мой конек, где я чувствую себя рыбой в воде.


— Что для тебя послужило априори профессионального мастерства?
— Для моего поколения это был Интернет. Появилась возможность не только читать книги и общаться с местными фотографами, но и смотреть гораздо дальше и шире. Интернет служил и служит хорошим инструментом для любого ищущего человека. И, конечно, не могу не высказать благодарность отцу, потому как в наследство от него осталась огромная библиотека по фотоделу. И в настоящее время библиотеку по возможности расширяю. Много читаю специальной литературы. Пришел к выводу, много ценной информации по фотоделу, как ни странно, содержится в советских книгах, выпущенных в 50-80-ые гг.


— Каковы пределы использования фотошопа? Они для тебя есть? Или нет преград для творчества?
— Использую по минимуму. В основном, при кадрировании и переводе снимка в черно-белый. Стараюсь по максимуму использовать технические средства, чтоб кадр изначально, что называется, был "вкусным".


— На что ты больше обращаешь внимание при фотосъемке? На свет и тень, цвета, композицию?
— Первое правило фотографа: забыть все правила композиции. Запомнить только два правила. Первое: правило гармонии. Неважно какой снимок получится — скошенным вправо или влево, с пятнами. Если он гармоничен, то все остальные погрешности в творчестве прощаются. Второе: правило образности. Не будем забывать, что фотография — это картина. А раз картина, то должна нести какой-то образ. Если ты передаешь атмосферу праздника, любви, то именно эмоция состояния должна присутствовать на фотографии — и больше уже ничего не нужно. Композицию, как правило, начинают разглядывать после дела. Когда ты снимаешь, думаешь об этом минимально.


— Знаю, что ты являешься создателем фотошколы в Архангельске. Научиться фотографировать можно любого?
— Любого. Даже обезьянку. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковых фотографий. Будь даже у фотографов абсолютные аналогичные условия для воспроизведения, от человеческого фактора никуда не денешься: какие биотоки проходят по пальцу при нажатии кнопки фотоаппарата у разных людей — не понятно. И это здорово! Говорит о тотальном многообразии, неповторимости и уникальности нашего мира.


— Не могу с тобой не согласиться. В каждую свою работу пытаешься вложить какой-то "месседж"?
— Меня очень часто спрашивают: «А зачем ты это сфотографировал?», «Что ты этим хотел сказать?» Ничего не хотел сказать. Просто это был мой взгляд, взгляд прохожего. Так скажем, что вижу, то и фотографирую. В момент съемки редко понимаешь, что все-таки конкретно будет в кадре. Осознание приходит уже потом, когда кадр дорабатываешь. И только тогда он на самом деле рождается.


— За столь длительное занятие фотоделом с тобой наверняка происходили экстраординарные ситуации во время съемок…
— Конечно, их было полно. Вот одна из них, связанная с фотосъемкой на островной территории Архангельска. Разгар съемки. Все подготовлены: люди, главный герой, словом, все хорошо и пора нажимать "чик", как в кадр влезает неприглядная фанера на фоне зеленой травки и прелестных цветочков. Значит, правой рукой навожу фотоискатель, левой отдергиваю фанеру и делаю полшага вперед… Через мгновение оказываюсь в интересном положении — вишу на локтях в канализационном люке, а ноги болтаются в воздухе в кромешной тьме. У людей, наблюдавших эту картину, волосы встали дыбом: "Сколько здесь живем, впервые видим, чтоб человек открыл люк и сам в него шагнул". Слава богу, все разрешилось благополучно: ничего себе не повредил — меня вытащили и мы доделали совместную работу. Хоть съемка была ни о чем, но запомнилась сильно (смеется). И самые запоминающиеся моменты у меня связаны с месячным проживанием с оленеводами в тундре. Отличные кадры тогда получились!


— Судя по портфолио, много путешествуешь. Как выбираешь места? Учитываешь фотографический потенциал места?
— Лето — святое время, чтобы куда-нибудь выбраться из домашних стен. Зиму тоже очень люблю. Если говорить о местах пребывания, то абсолютно безразличен к загранице: был, разве что, в Скандинавии (Норвегия, Швеция, Финляндия). Но я отношусь к тем типам людей, которые считают, если человек не объехал свою родину (хотя бы свою область), то он ничего не видел в жизни. По этому поводу часто возникают споры с друзьями, которые не особенно разделяют мое мнение (смеется). Для фотопутешествий мне очень нравится Карелия, Архангельская и Мурманская области, НАО… В настоящее время люди привыкли жить с горячей водой, электричеством и магазином; очень мало осталось фанатов, готовых на две недели отправиться в поход, — прочувствовать единение с природой, половить рыбу и попеть задушевные песни у костра.


Интервью: Елена Оленева
Фотографии: из личного архива Н. Гернета
* Поделитесь статьей с друзьями "Вконтакте", "Facebook" и др. нажав на соответствующую кнопочку после статьи. Комментарии приветствуются. Не забудьте поставить оценку статье. Спасибо за активность!
Взяв впервые пленочную камеру «Смена-8М» в двенадцатилетние руки, будущий фотограф и не помышлял, что фотодело станет призванием. Почти без малого двадцать лет Николай снимает. С камерой почти никогда не расстается: куда бы ни поехал, куда бы ни пошел. Ежедневно, водрузив 10-килограммовый рюкзак за плечи, отправляется по городским улицам в поисках «объективной» фиксации взгляда на жизнь. А взгляд у него неординарный. Его кадр – целая история.


— Николай, твои фотографии очень интересны. Ощущается свой собственный взгляд на окружающий мир. Чем фотография является для тебя? Передачей прошлого момента в настоящем или чем-то другим?
— Фотография — это мое шестое чувство. Это произведение искусства. А как любое произведение она подталкивает тебя к самосовершенствованию. Фотография — это взгляд на мир. Я мыслю кадрами, как музыкант — нотами. Также фотография — взгляд с настроением: с каким настроением проснулся сегодняшним утром, с таким и получатся снимки.


— Известно, что фотографы снимают не только по велению души, но и на заказ. Когда ты фотографируешь, в первую очередь чем ты руководствуешься – коммерцией или творчеством?
— Редко, когда иду на поводу у заказчика. Стараюсь, наоборот, предложить то, что снял я. Сильно прогибаться под заказ, изменять своим принципам — не хочется.


— Что для тебя значит творчество?
— Возможность быть независимым во всех обстоятельствах. Не быть никому должным, кроме самого себя. Просыпаться с мыслью: «А что хорошего я сегодня сделаю для себя и для своих друзей?»


— У тебя очень разнообразное портфолио. Есть природа, есть города, люди… много всего. Есть макро. Какой жанр любимый?
— Люблю фотографировать природу. Сейчас редко занимаюсь заказными съемками. Совсем не позиционирую себя как свадебного фотографа: отошел от этого. Пожалуй, репортажная съемка — мой конек, где я чувствую себя рыбой в воде.


— Что для тебя послужило априори профессионального мастерства?
— Для моего поколения это был Интернет. Появилась возможность не только читать книги и общаться с местными фотографами, но и смотреть гораздо дальше и шире. Интернет служил и служит хорошим инструментом для любого ищущего человека. И, конечно, не могу не высказать благодарность отцу, потому как в наследство от него осталась огромная библиотека по фотоделу. И в настоящее время библиотеку по возможности расширяю. Много читаю специальной литературы. Пришел к выводу, много ценной информации по фотоделу, как ни странно, содержится в советских книгах, выпущенных в 50-80-ые гг.


— Каковы пределы использования фотошопа? Они для тебя есть? Или нет преград для творчества?
— Использую по минимуму. В основном, при кадрировании и переводе снимка в черно-белый. Стараюсь по максимуму использовать технические средства, чтоб кадр изначально, что называется, был "вкусным".


— На что ты больше обращаешь внимание при фотосъемке? На свет и тень, цвета, композицию?
— Первое правило фотографа: забыть все правила композиции. Запомнить только два правила. Первое: правило гармонии. Неважно какой снимок получится — скошенным вправо или влево, с пятнами. Если он гармоничен, то все остальные погрешности в творчестве прощаются. Второе: правило образности. Не будем забывать, что фотография — это картина. А раз картина, то должна нести какой-то образ. Если ты передаешь атмосферу праздника, любви, то именно эмоция состояния должна присутствовать на фотографии — и больше уже ничего не нужно. Композицию, как правило, начинают разглядывать после дела. Когда ты снимаешь, думаешь об этом минимально.


— Знаю, что ты являешься создателем фотошколы в Архангельске. Научиться фотографировать можно любого?
— Любого. Даже обезьянку. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковых фотографий. Будь даже у фотографов абсолютные аналогичные условия для воспроизведения, от человеческого фактора никуда не денешься: какие биотоки проходят по пальцу при нажатии кнопки фотоаппарата у разных людей — не понятно. И это здорово! Говорит о тотальном многообразии, неповторимости и уникальности нашего мира.


— Не могу с тобой не согласиться. В каждую свою работу пытаешься вложить какой-то "месседж"?
— Меня очень часто спрашивают: «А зачем ты это сфотографировал?», «Что ты этим хотел сказать?» Ничего не хотел сказать. Просто это был мой взгляд, взгляд прохожего. Так скажем, что вижу, то и фотографирую. В момент съемки редко понимаешь, что все-таки конкретно будет в кадре. Осознание приходит уже потом, когда кадр дорабатываешь. И только тогда он на самом деле рождается.


— За столь длительное занятие фотоделом с тобой наверняка происходили экстраординарные ситуации во время съемок…
— Конечно, их было полно. Вот одна из них, связанная с фотосъемкой на островной территории Архангельска. Разгар съемки. Все подготовлены: люди, главный герой, словом, все хорошо и пора нажимать "чик", как в кадр влезает неприглядная фанера на фоне зеленой травки и прелестных цветочков. Значит, правой рукой навожу фотоискатель, левой отдергиваю фанеру и делаю полшага вперед… Через мгновение оказываюсь в интересном положении — вишу на локтях в канализационном люке, а ноги болтаются в воздухе в кромешной тьме. У людей, наблюдавших эту картину, волосы встали дыбом: "Сколько здесь живем, впервые видим, чтоб человек открыл люк и сам в него шагнул". Слава богу, все разрешилось благополучно: ничего себе не повредил — меня вытащили и мы доделали совместную работу. Хоть съемка была ни о чем, но запомнилась сильно (смеется). И самые запоминающиеся моменты у меня связаны с месячным проживанием с оленеводами в тундре. Отличные кадры тогда получились!


— Судя по портфолио, много путешествуешь. Как выбираешь места? Учитываешь фотографический потенциал места?
— Лето — святое время, чтобы куда-нибудь выбраться из домашних стен. Зиму тоже очень люблю. Если говорить о местах пребывания, то абсолютно безразличен к загранице: был, разве что, в Скандинавии (Норвегия, Швеция, Финляндия). Но я отношусь к тем типам людей, которые считают, если человек не объехал свою родину (хотя бы свою область), то он ничего не видел в жизни. По этому поводу часто возникают споры с друзьями, которые не особенно разделяют мое мнение (смеется). Для фотопутешествий мне очень нравится Карелия, Архангельская и Мурманская области, НАО… В настоящее время люди привыкли жить с горячей водой, электричеством и магазином; очень мало осталось фанатов, готовых на две недели отправиться в поход, — прочувствовать единение с природой, половить рыбу и попеть задушевные песни у костра.


Интервью: Елена Оленева
Фотографии: из личного архива Н. Гернета
* Поделитесь статьей с друзьями "Вконтакте", "Facebook" и др. нажав на соответствующую кнопочку после статьи. Комментарии приветствуются. Не забудьте поставить оценку статье. Спасибо за активность!